В плену франшизы. Обзор игр по Гарри Поттеру, часть 1
Нынешнее медиа-пространство просто наводнено франшизами, сериалами, трилогиями и пр. Успешная книга («Властелин Колец», «Гарри Поттер», «Песнь льда и пламени») почти всегда сопровождается хорошим фильмом или сериалом. Но вот что касается игр, то до них руки у издателей доходят, как правило, в третью очередь. Соответственно, никакая условная ЕА не будет лепить шедевр – им проще загрести много денег на раскрученном проекте. Так ли плохи игры по фильмам-книгам-сериалам и стоит ли в них играть НЕ фанатам франшизы? Попробуем разобраться.
Для начала сделаем небольшую оговорку. Мы не будем вникать в требования игры, в ее движок, издателя, мнение Антона Логвинова и разнообразные технические сведения. Давайте проанализируем игры «как есть» глазами не очень требовательного игрока, нахватавшего верхушек, но для которого игры не являются большой частью жизни. Нам предстоит понять проект, задуматься, являются ли данные игры достойной частью серии или нет. Словом, оценим игры как часть глобальной серии.
А начнем мы с мальчика, который выжил. Трудно себе представить проект, который бы больше подходил для реализации игр. Тут вам и семь частей, и экшен, и волшебство… Но как оказалось, все не так просто. Ниже я представлю вам список игр про Гарри Поттера, в котором попробую объяснить, что не так с той или иной игрушкой. А в конце оставлю рекомендательный топ.
Гарри Поттер и Философский камень (2001)
Игра, не лишенная оригинальности. Эта аркада была рассчитана для детей от 6 до 12 лет, однако, как и все игры той поры, была достаточно сложна для прохождения. Поколение Call of Duty наверняка не сможет ее пройти, хотя не только геймплей тому виной. Графика явно оставляет желать лучшего, лезущие со всех углов текстуры начинают раздражать уже после часа игры, а лица главных героев не были шедевров гейм-дизайна даже в 2001. В целом игра оставляет приятное впечатление: волшебная музыка, как и название (чтобы не раздражать детей словом «философский» его заменили на «волшебный» - sorcerer), задание тоже вполне оригинальны. Игра передает атмосферу первой книги и, особенно, атмосферу первого фильма Криса Коламбуса. На выходе получилась отличная сказка для детей, к слову, манер повествования как раз располагает к этому, ибо складывается ощущение, что игроку просто читают добрую сказку из толстенной старой книги. Советую играть именно на английском языке, ибо чарующий голос Стивена Фрая привносит немало магии в общую канву. Что мне не нравится, так это использование конфеток «берти богтс» в качестве внутриигровой валюты и излишне «торгашеский» образ братьев Уизли. Так уж получилось, что он закрепится в дальнейшем. Однако интересная рисовка и квиддич (!) делают свое дело, а потому для истинных фанатов серии эта игра является обязательной к прохождению. Что же касается не фанатов, то они тоже могут получить отборную дозу фана и удовольствия, ибо никогда не поздно вернуться в детство, в сказку; а таким, как я, ностальгирующим по началу нулевых, это еще и лишний повод вспомнить незабвенную эпоху сложных компьютерных игр и кривоватой графики.
Гарри Поттер и Тайная комната (2002)
Едва ли не лучшая игра во всей серии. Доработана графика, отличная музыка, еще более разнообразные задания, добротные элементы квеста, открытый Хогвартс (!), дуэльный клуб, новые заклинания, тот же магический голос Стивена Фрая и невероятная атмосфера – все это вкупе с динамичным процессом игры позволяет достигнуть Тайной комнате невероятного успеха как у фанатов ГП, так и у простых игроков (а это важно). Игра действительно красива, хоть и не лишена багов, хардкора первой части стало меньше, а разнообразия больше. Словом, эта игра куда больше соответствует игровому 2002 году, нежели Философский камень – 2001. Как и в книге, мы увидели тотальное расширение вселенной, правда, насколько это было тогда возможно. И в плюс и в минус можно поставить сам жанр. Аркада, какой бы крутой не была, все же прельщает детей. Оно бы и хорошо, но вот взрослый геймер вряд ли сядет «сыграть каточку» в «тайную комнату» хотя бы, потому что она, как и первая часть до одури детская. Разработчики били на определенную аудиторию, и они достигли своей цели. Звучит парадоксально, но в «Философский камень» игроку 18+ будет играть интереснее, нежели во вторую. Однако нельзя не отметить, что в сравнении с первой частью «Тайная комната» - значительный шаг вперед.
Я никогда ее особо не любил, но все же теплые воспоминания остались. Просто, мне больше нравилась следующая игра…
Гарри Поттер и узник Азкабана (2004)
Казалось бы, геймплей ничем не отличается от первых двух частей. Те же заклинания, уроки, испытания, беготня по замку…. НО! Во-первых, здесь мы можем поиграть не только за Гарри, но и за Рона с Гермионой. Во-вторых, общая атмосфера игры изменилась под стать книге и фильму. Это последняя чисто рисованная игра из серии про Мальчика, Который Выжил, но, черт возьми, как же она здесь хорошо смотрится! Карточки знаменитых волшебников, куча бонусов и призов приятно дополняют эту игру, ибо все-таки в «Философском камне» и «тайной комнате» пространство в игре было суховатым и не таким… использованным, что ли. Хотя, откровенно говоря, во всех играх до «Принца-полукровки» пространство используется не до конца. Но и понапихано тут местами… прилично. Я не могу быть беспристрастным к «узнику Азкабана», так как это моя любимая «ранняя игра» по Поттеру. Она мало чем отличается, и в то же время значительно разнится со второй частью. Пожалуй, именно в нее будет приятно поиграть фанатам всех возрастов. А Не фанатам, увы, ловить нечего. Слишком много «ноу-хау», местечковых сложностей, которые будут не понятны человеку, не погруженному в процесс. Тут даже сюжет сложно будет понять (внимание, спойлеры!). Повезло, что в отличии от фильма Гарри, Рон и Гермиона здесь не выглядят неестественно старше 13 лет, однако общие претензии к графике у требовательных пользователей оставались. Все-таки в 2004 году простой рисовки было уже недостаточно….
Гарри Поттер и Кубок Огня (2005)
Принципиальное отличие этой части в том, что угол камеры сильно изменился, графика значительно улучшилась, вариативность карточек, щитков и заклинаний немного, но увеличилась, атмосфера, как по мне, была передана успешно. Однако более слабой игры по видеовставкам надо поискать. Они действительно убогие. Управление сначала вводит в жесточайший ступор, система ZXC была доселе нетипичной для игр серии. Вообще, «Кубок Огня» - это яркий пример никакой игры по хорошему фильму и лучшей (имхо) книги. Вроде вы вольны и персонажа вначале сами выбрать, а вроде и пойти некуда, вроде бонусы есть, но постоянные крики ваших спутников про их наличие или про несуществующих врагов выбешивают. Чего только стоили эти «БОЛОТНИКИ!1» от Гермионы… из ушей кровь шла. Создается впечатление искусственного внутриигрового кооператива, но это на то и впечатление – от ваших союзников толку никакого! Игра сама по себе какая-то деревянная. Не хватило массы, мощности, того, что я называю эффект монументалити. Скелет игры был, но уж слишком он закостенелый! А добавить больше открытого пространства, убрать конфетки-бонусы из леса разработчики не догадались. «Кубок огня» хоть и с претензией на большую самостоятельную игру, но выбраться из кокона детства он так и не смог.
В итоге игру я бы не посоветовал никому. Пожалуй, из всех вышеперечисленных творений она явно на последнем месте.
Во второй части нашего обзора-анализа мы продолжим изучение серии про Гарри Поттера, начиная с того самого 2007, а в конце сделаем выводы. А также вы получите от меня обещанный рекомендательный список.
Всем спасибо.